Когда я впервые увидела анонс этой игры около года назад, я подумала: «Ничего так, прикольно.» Но заявленный жанр и персонажи на тот момент показались мне совершенно недостаточными для того, чтобы обратить внимание на игру в тот момент.
Когда игра вышла, я наткнулась на это в новостях и вспомнила анонс. Но пошаговая соулс-лайк инди игра в стиле JRPG… если мягко сказать, я не любительница такого, поэтому я решила ну и фиг с ней. Однако интернет, и в частности ютуб, наполнялись обзорами и новостями о свеженькой и типо годной игре. И конечно же стали появляться главные музыкальные темы из Экспедиции 33. Почему бы не послушать чуточку… Решила я, и…
Lumière
Главная композиция Lumière оказалась довольно хорошей с моей точки зрения. Да, репетативность текста немного не в моём вкусе, но та нежность, чувственность и утончённость которую она вызвала у меня подтолкнуло изучать дальше.
Но Gustave, наверное, был тем самым трэком, после которого я решила всё же попробовать сыграть.
Сюжет
Скомкано, но без спойлов.
Введение
Начальная стадия игры, это одновременно обучение механикам и введение в мир игры. И меня приятно удивило насколько качественно, с моей точки зрения, всё было подано. Главные герои, их характеры, мотивация. Вымышленный мир чувствовался живым, несмотря на прибитых к полу НПС.
Акт I
По мере прохождения, постепенно раскрываются персонажи. У них есть общая цель, но у каждого из них своя причина и желание дойти до Монолита. Конечно большую часть времени занимают не диалоги персонажей, а исследование мира и битвы, но с другой стороны это помогло мне больше обращать внимание на каждую реплику. И по мере приближения к завершению первого акта, становится понятно что враждебный мир за пределами Люмьера хранит свои собственные тайны.
Акт II
Второй акт ещё больше помогает привязаться к каждому персонажу, и вместе с тем, добавляет возможность больше узнать о них. Одновременно с этим, данная возможность является частью игровой механики, но она не обязательная и её можно ненароком пропустить.
Третий акт и далее я намеренно не буду описывать даже поверхностно. Скажу лишь что сюрпризов там хватает, и мои догадки оказались куда менее интересными чем то, что действительно случилось дальше.
Геймплей
Как я уже упомянула, Экспедиция 33 это — пошаговая соулс-лайк. Как говорится: Одна ошибка и ты ошиблась. (:
В целом всё можно разделить на три составляющих: непосредственно бой, исследование локаций и исследование мира.
Бой сводится к использованию скилов и парированию либо уворачиванию от атак противника(ов). Очень хорошо что в игре можно настроить как сложность, так и отдельные вещи как авто-парирование для самых слоупоков. Получается что независимо от возможностей игрока, разработчики дали возможность выбрать как сильно и больно ты будешь страдать. Лично я, после нескольких стычек с боссами, решила проходить на сюжетном уровне сложности, но даже там боссы это боссы а не груши для битья.
Исследование локаций это для меня наиболее приятная вещь. Во-первых, нет никакой карты. И это замечательно! Разработчики не пошли на поводу у современных тенденций, когда игрока буквально тянут за руку к «спрятанному» сокровищу, чтобы не дай бог его не пропустили. Использовать мозг чтобы запоминать где ты была, а где нет. Глаза, чтобы высматривать а нет ли там скрытого прохода. Одно удовольствие. При этом нет перегруженности и всё нужное чётко обозначено раз уж нашла.
Во-вторых, каждая локация визуально отличается от остальных. Вот что я твёрдо могу назвать работой художников. И это при том, что набор ассетов в игре не сказать чтобы слишком большой.
Ну и исследование мира, на этом уровне масштаба уже с картой. (: Опять же всё сделано качественно, с душой и любовью.
Музыка
Наверное можно сказать что именно музыка «продала» мне эту игру. Каждая композиция тут это отдельное произведение искусства. Не знаю в чём именно причина, но некоторые трэки просто доводили меня до слёз.
Музыка тут отлично поддерживает или даже создаёт всю атмосферу начиная от локаций и заканчивая катсценами. Единственное что я бы поменяла, это тему Алисии при исследовании мира на чисто музыкальную. Спустя более чем 30 часов, она несколько давит. Но это моё личное восприятие.
Персонажи
Просто нет слов. Захваливать каждого, я думаю не имеет смысла, да и у всех будет свой любимый. Поэтому скажу лишь что Маэль… ох уж эта Маэль. Сколько скриншотов с ней я наделала. >w< Мне кажется что персонажи в игре это живые актёры, как в кино. Хорошо прописанные характеры и технологии Unreal Engine по захвату даже мелкой мимики передают очень много эмоций, а это именно то, что я ожидаю увидеть в такого рода игре. В сравнении с Экспедицией 33, всякие Forbidden West кажутся просто резиновыми куклами.
В завершение
Конечно в игре есть минусы. Как технического плана, так и как у художественного произведения. И очень легко поддаться желанию сравнить данную игру с чем-нибудь высокобюджетным, ведь та планка качества которую взяли Sandfall Interactive действительно высока. Но это их дебютный проект. Разработанный командой из примерно 30 человек!
Лично для меня, пусть я ещё даже не закончила полное прохождение, Clair Obscur: Expedition 33 уже заслужила статус игры года. Можете считать меня меланхоличной дурочкой, но я надеюсь что эта игра действительно возьмёт максимальное количество наград в этом году. В очередной раз доказав что главное это не бюджет (привет AC:Shadows, каловдутие и т.д.) а хороший сюжет, чувственная музыка и игра, сделанная с любовью и трепетом, чтобы рассказать историю а не срубить побольше бабла с фанатов.